Общее·количество·просмотров·страницы

Интеллектуальные музыкальные игры

Викторина «Кто из них»?
  1. (Палестина, Д. Скарлетти, Вивальди) сочинял музыку для клавесина?
  2. (Бах, Моцарт, Бетховен) создал 32 сонаты для фортепиано?
  3. (Гендель, Шуберт, Шуман) был автором большого количества опер и факторий, выдающимся исполнителем на органе и клавесине?
  4. (Сибелиус, Шуман, Дебюсси) писал оркестровые произведения, но не симфонии?
  5. (Бетховен, Верди, Равель) – автор многих оперных произведений?
  6. (Алябьев, Глинка, Рахманинов) создал первую русскую национальную оперу?
  7. (Штраус, Лист, Мендельсон) первым стал называть свои произведения симфоническими поэмами?
  8. (Гуно, Чайковский, Берлиоз) написал оперу на сюжет трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта»?
  9. (Чайковский, Бородин, Скрябин) был автором нескольких балетов и стал новатором в области балетного искусства?
Викторина «Кто они?»
1        Какой гениальный немецкий композитор, оставшись рано сиротой и живя в доме брата, переписывал втайне от него ри лунном свете ноты понравившихся ему музыкальных произведений?
2        Кто из великих композиторов, в то время 13-летний подросток, казался в Сикстинской капелле в Риме и, впервые услышав сложнейшее произведение, ноты которого тщательно оберегались от кого бы то ни было, записал его полностью по памяти?
3        Какой 12-летний вундеркинд, которого впоследствии называли «царем всех пианистов», написал оперу, с успехом поставленную в Париже?
4        Какой гениальный немецкий композитор сочинил одно из самых своих известных произведений по комедии В. Шекспира в возрасте 17 лет?
5        Какой русский композитор начал серьезно заниматься музыкой, когда ему исполнилось 18 лет?
6.     Кто заканчивал оперу А.П. Бородина "Князь Игорь", которую он не успел закончить?
7.     Какой композитор написал больше всех симфоний?
8.     Какой композитор, будучи совершенно глухим, сочинил гениальное произведение, исполняемое до сих пор?
9.    Фамилия какого композитора по-русски напоминает название молочного продукта?
10.   Фамилия какого композитора по-русски звучит как часть растения?


Эрудит-лото - это тесты с  вариантами ответа

3 класс.
1. Характер колыбельных песен
веселый, бодрый, ласковый.
2. На какой праздник делали Бороду?
Обжинки, Рождество, И. Купала.
3. Какие песни пели на Троицу?
Веснянки, русальные, колядки
4. Украинские танцы:
вальс, гопак, полька, бульба.
5. Украинские музыкальные инструменты:
зурна, сопилка, домбра, балалайка.
6. Основоположник украинской классической музыки:
Лысенко, Глинка, Гулак – Артемовский.
7. Национальное происхождение танца «Лезгинка»:
украинский, русский, кавказский.
8. Кто родился в России?
Ж.Бизе, Н. Лысенко, П. Чайковский, И. Бах.
9. Русские музыкальные инструменты:
флояра, жалейка, бугай.
10. Композитор – наш земляк:
Р. Щедрин, М. Глинка, С. Прокофьев.
11. Кто использовал в своем творчестве норвежский фольклор?
Ж. Бизе, Э. Григ, В. Моцарт.
5 класс.
1. Что в песне главное?
Слова, музыка, слова и музыка.
2. Кто из композиторов был оперным певцом?
М. Глинка, С. Гулак – Артемовский, Н. Лысенко.
3. Жанр сочинения «Жаворонок»:
песня, опера, баллада.
4. Перевод с итальянского языка термина «либретто»:
изучение, вступление, книжечка.
5. Место битвы князя Игоря с половцами:
Донецкая область, Черниговская область, Киевская область.
6. Профессия А. Бородина:
учитель, художник, химик.
7. Место рождения С. Прокофьева:
Москва, Сонцовка, Петербург.
8. Какому народу принадлежит сказка «Калиновая сопилка»?
Украинскому, грузинскому, литовскому.
9. Опера С. Гулака – Артемовского:
«Князь Игорь», «Запорожец за Дунаем», «Борис Годунов».
10. Автор басни «Квартет»:
А. Глебов, А. Пушкин, И. Крылов.
11. О ком идет речь, чья музыка звучит в рассказе «Девочка за роялем»?
Л. Бетховена, М. Глинки, П. Чайковского.
6 класс
1. Эстрадный певец во Франции:
бард, скальд, шансонье.
2. Национальное происхождение вальса:
польский, австрийский, русский.
3. Автор «Сентиментального вальса»:
М. Балакирев, П. Чайковский, М. Глинка.
4. Родина Ф. Шопена:
Чехия, Польша, Франция.
5. Песня, лежащая в основе ІІІ части І концерта для фортепиано с оркестром:
русская, украинская, белорусская.
6. Любимый инструмент И. Баха:
орган, скрипка, флейта.
7. Танец королей:
полька, менуэт, гавот.
8. Автор повести «Тарас Бульба»:
А. Пушкин, Н. Гоголь, И. Тургенев.
9. Эпоха, отраженная в опере «Иван Сусанин» М. Глинки:
начало 17 в, 18 в, 19 в.
10. Опера Н. Римского – Корсакова – гимн красоте природы, жизни, искусству:
«Золотой петушок», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане».
11. Песня – символ памяти о Т. Шевченко:
«По діброві вітер віє», «Тяжко, важко в світі жити», «Реве та стогне Дніпр широкий».
7 класс.
1. Автор баллады «Лесной царь»:
Ф. Шуберт, Ф. Лист, Л. Бетховен.
2. Профессия Ф. Шуберта:
инженер, учитель, юрист.
3. Автор романа «Война и мир»:
А. Пушкин, Л. Толстой, И. Тургенев.
4. Перевод с французского языка термина «этюд»:
вступление, изучение, открытие.
5.Родина Л. Бетховена:
Чехия, Австрия, Германия.
6. Жанр сочинения «Эгмонт»:
опера, увертюра, симфония.
7. Количество образов в балладе «Лесной царь»:
2, 3, 4
8. Кто из композиторов был венгром:
Ф. Шуберт, Ф. Лист, М. Равель.
9.Автор оперы «Руслан и Людмила»:
М. Глинка, А. Бородин, М. Балакирев.
10. Образ главной партии увертюры из оперы «Руслан и Людмила»:
образ Руслана, образ Черномора, образ Наины.
11. Родина Ш. Руставели:
Палестина, Грузия, Греция.
8 класс.
1. Автор «Лунной сонаты»:
Э. Григ, Л. Бетховен, В. Моцарт.
2. Родина И.С. Баха:
Чехия, Франция, Германия.
3. Профессия П. Чайковского:
повар, юрист, моряк.
4. Король вальса:
И. Штраус, Ф. Шуберт, П. Чайковский.
5. Родина джаза:
Англия, США, Польша.
6. Состав «Битлз»:
Трио, дуэт, квартет.
7. Автор оперы «Риголетто»:
Ж. Бизе, Дж. Верди, Гершвин.
8. Советский композитор – джазмен:
С. Прокофьев, М. Блантер, И. Дунаевский.
9. Автор драмы «Маскарад»:
А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь.
10. Группа инструментов, к которой относятся скрипки:
ударная, медная, струнно-смычковая.
Загадка - проверенный веками и народным опытом самый занимательный способ обучения детей и знакомства их с окружающим миром, в каждой детской загадке сосредоточена мудрость и любовь многих поколений взрослых. Познавать мир через загадки намного интереснее, чем по сухим школьным учебникам или мудрёным объяснениям взрослых - не с проста наши дети так любят их разгадывать.
      Эффективность использования детских загадок была давно подтверждена ведущими педагогами уже бывшего СССР и не оспаривается по сей день, более того, многие учителя, мамы, папы и просто талантливые люди продолжают придумывать новые загадки, отражающие реалии современного мира, тем самым продолжая древние традиции нашего народа.
      Мы попытались классифицировать имеющийся материал для проведения урока в школе. 
Загадки
То толстеет,
То худеет,
На весь дом голосит. (Гармонь)

Внутри — пустой,
А голос — густой.
Сам молчит,
А бьют — ворчит. (барабан)

Чтобы всюду ноты-точки
Размещались по местам,
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали… (нотный стан)

Завитой, красивый знак
Нарисуем мы вот так.
Он велик и всемогущ,
Это наш … (скрипичный ключ)

Если нота захотела
Повышенья до небес,
Для нее есть знак особый,
Называется … (диез)

Это что еще за нота?
Веселится — тра-ля-ля!
Распевает громко песни!
Ее имя — нота … (ля)

На листочке, на страничке -
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки. (Ноты.)

Проверяют звук и тон
Инструментом ...(Камертон.)

Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок - тонкий,
Голосок - звонкий. (Балалайка.)

Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент -
Самый русский инструмент. (Балалайка.)

Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? ...(Рояль.)

Чем похоже пианино
На бегущую машину?
Есть у них одна деталь
Под названием ...(Педаль.)

Рояль с баяном подружились
И навсегда объединились.
А ты названье угадаешь
Содружества мехов и клавиш? (Аккордеон.)

Инструмент тот с давних пор
Украшал собой собор.
Украшает и играет,
Весь оркестр заменяет. (Орган.)

Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент -
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале. (Гитара.)

Музыкант смычок берёт,
К инструменту он идёт.
Назовём мы как сейчас
В оркестровой яме бас? (Контрабас.)

Больше скрипки в десять раз,
Инструмент тот - ...(Контрабас.)

Шаляпин всем на зависть пел,
Талант огромный он имел,
Всё потому, что изучал
Искусство, что зовут...(Вокал.)

Слово книжное «вокал»
Как бы проще ты назвал?(Пение.)

Он на сцене выступает,
В хоре песню начинает.
Исполняет весь куплет,
Хор припев поёт в ответ.(Солист.)

На концерте, без сомнения,
Это возглас восхищения.(Браво.)

Чтоб ещё артист сплясал,
Отгадай, что зал кричал?(Бис.)

В нём четыре музыканта,
Виртуоза и таланта,
Пропоют любой мотив.
Как зовётся коллектив.(Квартет.)

Исполнителей в нём восемь,
Отгадать ансамбль просим.(Октет.)

Как монолог музыкальный зовётся,
Когда он на сцене артистом поётся?(Ария.)

Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)

Струны гитары, терпенье, талант
Плюс вдохновенье равно ... (Музыкант.)

Сон и отдых позабыты:
Песню пишет ... (Композитор.)

Пел с душою, молодец!
Будешь знатный ты ... (Певец.)

Он красив и голосист,
Хора нашего ...(Солист.)

Голос мальчишки и женщины тоже
И инструмент, так на скрипку похожий, -
Всё называется словом одним.
Ты догадался, конечно, каким?(Альт.)

Он с музыкантом выступает,
Но сам в оркестре не играет.
Он молча должен лишь стоять,
Тетрадку с нотами держать. (Пюпитр.)

Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.(Марш.)

Новогодний бал в разгаре,
Я кружусь по залу в паре.
Этот танец нас пленил,
Его Штраус сочинил. (Вальс.)

Шарада – это загадка, ответ на которую разгадывается по частям. Например, два слова мышь и як, соединяясь, образуют слово мышьяк.

Первое – нота,
второе – тоже,
а целое – на боб похоже. (Фасоль)

Нота – мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог,
И разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица. (Мина)

Первый слог найдешь средь нот,
А второй – олень несет.
А целое – соединит всегда
Деревни, села, города. (Дорога)

Первое – нота, второе – игра.
Целое – встретится у столяра. (Долото)

Слог первый – нота на рояле,
Второй – в земле мы откопали,
А целое с большим вниманьем
Мы будем слушать на собрании. (Доклад)

Число и нота «ля» за ним,
И букву прикрепи согласную.
А в целом – мастер есть один.
Он мебель делает прекрасную. (Столяр)

Из области музыки это слово,
А в пище найдем мы названье его. (Соль)

Названье ноты напиши,
Прибавить имя поспеши-
И покачусь я по дороге
Или обую тебе ноги. (Резина)

К двум нотам известным прибавили предлог –
Получился громкий и долгий гудок. (Сирена)

Всего две ноты и предлог
Построить я на даче смог. (Домик)

Первый слог – нота, и нота – второй.
Добавим две буквы –
Зацветет в саду весной. (Сирень)

Имеет две ноты в названии
Морская мера длины – расстояние. (Миля)

Весной хорошо поработай на даче:
Предлог посади и две ноты в придачу,
Буквы р и ы при этом –
Собирай и кушай их летом. (Помидоры)

Две ноты, две буквы…
Все вместе – игра,
В которую любит играть детвора. (Домино)

Объедини две ноты и найдешь ответ-
Название старинных итальянских монет. (Сольдо)

Начало – голос птицы.
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдешь ты без труда. (Картина)

Площадь – первый слог мой.
Нота – слог привычный.
В целом получился
Инструмент отличный. (Арфа)

Нота и еще одна нота –
Получится часть чего–то. (Доля)

Великий чех - герой седых веков -
И каратист - герой боевиков -
По вашей воле сложатся легко
В известный атрибут купца Садко. (Гусли.)

Слог первый разгадает тот,
Кто не забыл названий нот.
Второй - в столетии возьмите,
В нём «Д» на «Т» вы замените.
Ответ узнаете в момент:
Он - музыкальный инструмент. (Фагот.)

Первое - форма арбуза, Земли.
Все догадаться уже вы смогли?
А из второго вкусную кашу
Варит на завтрак мамочка ваша.
Целое музыку будет дарить,
Если за ручку тихонько крутить. (Шарманка.)

Первое будет в грозу громыхать,
Любит второе собака глодать.
Целое звуку присуще всегда,
Уши болят от него иногда. (Громкость.)

Первый замки на дверях отпирает,
Жажду второй нам в жару утоляет,
Третьего встретишь ты в нотной тетрадке,
Даст вам четвёртый разгадку к загадке,
Пятый закрутит, открутит вам гайку,
Что же такое, скорей отгадай-ка. (Ключ.)

Первый на ветке, глянь, зеленеет,
Осенью жёлтый цвет он имеет.
В книжке, в тетрадке второй ты найдёшь,
Эту загадку на нём ты прочтёшь.
Третий же крышу собой покрывает,
Крыша такая уж течи не знает.
А вот четвёртый в Венгрии жил
И пианистом известным он был. (Лист.)

Первую пляшут так резво детишки,
Парами скачут девчонки, мальчишки.
В Польше вторая с рожденья живёт,
Всех отгадавших к себе позовёт. (Полька.)

Первые марши играют военные,
Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.
А вот вторые на крышах стоят,
Дружно зимою все сильно дымят. (Трубы.)

Первый - большая хищная птица,
Что над погибшим животным кружится.
Длинная часть у гитары - второй,
Крепко сжимается левой рукой.
На документах секретных есть третий.
Что же за слово? Подумайте, дети. (Гриф.)

Логогриф – это слово – загадка, меняющее свое значение при отнимании или прибавлении букв, например, заря – заряд.

Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично.
Но вставь нам «Л» - и зазвучим
Довольно мелодично. (Гуси - гусли.)

Добавим к ноте букву «М» -
Он станет сразу нужен всем:
В нём живёт моя семья -
Мама, папа, брат и я! (До - дом.)
Играла я на все лады,
Пела, напевала.
Оказалась у воды -
И букву потеряла. (Дудочка - удочка).

«Д» на удочку попалась
И никак не отцеплялась.
Повисела пять минут -
И случилось чудо тут:
Стала удочка короткой,
Издавать вдруг стала нотки.
Ну, скажите мне на милость,
Что же с удочкой случилось? (Превратилась в дудочку: удочка - дудочка.)

С «М» - войну она ведёт,
Без - певец её поёт. (Армия - ария.)

Метаграмма – это разновидность загадки, в которой из загадываемого слова путем замены одной буквы другой получается новое слово, например, мель – моль.

От ветра в поле я качаюсь,
Зерном всё лето наливаюсь.
Но для того, чтоб зазвучал,
«К» на «Г» я поменял. (Колос - голос.)

С буквой «Т» - его все знают:
Он с собой весну несёт.
С буквой «Ш» - всегда играют,
Коль в строю отряд идёт. (Март - марш.)

С первой «С» - огромная я птица,
Что летать не может научиться.
С первой «Ш» - меня должны все знать:
Вальсов много ведь сумел я написать. (Страус - Штраус.)

С «Д» - электроинструмент,
Дырку высверлит в момент.
С «Т» - исполнит соловей
Майской ночью средь ветвей. (Дрель - трель.)

С «Е» - листы собой скрепляет,
С «И» - скрипач на ней играет. (Скрепка - скрипка.)

Анаграмма – это слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова или словосочетания, например, лиса – сила.

Не раз в оркестре я звучала,
Мой голос струнный так певуч!
Но «Ф» в моё поставь начало,
И я во тьму направлю луч! (Арфа - фара.)

Звучу, когда парад идёт,
Я - музыки произведенье.
А прочитай наоборот,
Я - след на коже от раненья. (Марш - шрам.)


Травести - переделка произведения на комический лад; серьезное содержание выражается несоответствующими ему образами, а герои оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние. Цель задания – выяснить, о каком произведении идет речь.

На площади в Киеве собралось войско, уходящее в поход против викингов. Народ славит войско, князя Владимира и его сына. Неожиданно появляется НЛО, Все советуют Владимиру отказаться от похода, но князь непреклонен. Владимир потерпел поражение в битве и взят в плен инопланетянами. Он бежал из плена, чтобы вновь ударить по врагу. Народ славит князя. /«Князь Игорь»/

Действие происходит в сказочной стране веремеев в далекие времена. Жизнь течет спокойно, пока не появляется Белоснежка. Ей приглянулся красивый Гном, который играет на скрипке. Богатый купец Снегирь пленен Белоснежкой, сватается к ней и бросает свою прежнюю невесту Красаву. Она ищет защиты у царя Веремея. Царь поражен красотой Белоснежки и прощает Снегиря. В первый день лета царь Веремей благословляет брачные пары. К нему подходят Гном и Красава, Белоснежка и Снегирь. В это время на Белоснежку падает луч летнего Солнца, и она тает. Снегирь в отчаянии бросается в озеро. /«Снегурочка»/

Действие происходит в 14 в. в Норвегии, попавшей под владычество Франции. Борьбу народа возглавил герцог Бальмонт. Он стал жертвой наместника французского короля – графа д'Артуа. Бальмонт брошен в тюрьму и приговорен к смерти. Накануне казни Бальмонт видит сон: перед ним возникает в облике его погибшей возлюбленной Гретхен сияющее видение свободы. Бальмонт идет к месту казни со словами: «За родину сражайтесь. За вольность, за свободу». /«Эгмонт»/

Уродец насмехается над богачами, которые решают отомстить ему. Они похищают его дочь Матильду и отдают Графу. Уродец нанимает убийцу, который по ошибке вместо Графа убивает Матильду. Уродец, желая насладиться местью, находит в мешке вместо Графа труп своей дочери. /«Риголетто»/

Реалии.
Он жил в 12 веке.
Он отражал набеги кочевников.
Он был храбрым воином и этим заслужил уважение врагов.
Однажды он попал в плен и бежал. /Князь Игорь/

Его называют «солнцем».
Он смеялся над владыками.
Он воспевал жизнь, красоту, женщину, любовь.
Он погиб на дуэли. /А.С. Пушкин/

Он боготворил музыку.
Он любил родину.
Он был эмигрантом.
Его сердце хранится на родине. /Ф. Шопен/

Он долго шел полем.
Он не знал преград.
Он терял друзей.
Он был в ответе за Россию, за народ и всех на свете. /Солдат/

Он был графом.
Его родина была в опасности.
Он поднял народ на борьбу.
Он был предан и казнен. /Граф Эгмонт/

Он был мудрым.
Он бил врагов Отчизны.
Он пропустил врага в сердце страны.
Он изгнал врага и принес славу Отчизне. /Кутузов/

Он жил в экзотической стране.
Его боготворила царица.
Он был изгнан с родины за вольнодумство.
Он умер на чужбине, мечтая увидеть горы родины. /Шота Руставели/

Он унаследовал имя и талант отца.
Он создавал искрящуюся музыку.
Он приезжал в Петербург.
Его называли «королем». /И. Штраус/

Она была молода и прекрасна.
Она училась музыке у известного композитора.
Она не ответила взаимностью на его любовь.
Она стала музой этого композитора. /Джульетта Гвиччарди/

Он был черен.
Он работал в маленьком кафе.
Он имел «золотую» трубу.
Его называли Сатьмо. /Л. Армстронг/

Он любил рок.
Он был лидером.
Он был убит.
Его песни – классика рок-музыки. /Дж. Леннон/

Вертикаль.
Баллада А. Бородина
  1. Театр, в котором была впервые поставлена опера «Князь Игорь». (Мариинский)
  2. Жанр, представленный в творчестве Бородина в единственном произведении. (Опера)
  3. Форма вокальной музыке в творчестве А. Бородина. (Романс)
  4. Имя одного из скоморохов в опере «Князь Игорь». (Ерошка)
«МОРЕ»

Опера – былина Н.А. Римского – Корсакова
  1. Тема творчества композитора Н.А. Римского – Корсакова. (Сказка)
  2. Клипер, на котором Римский – Корсаков совершил кругосветное плавание. («Алмаз»)
  3. Имя царя – героя оперы «Золотой петушок». (Додон)
  4. Персонаж одной из сказочных опер Римского – Корсакова. (Кащей)
  5. Жанр, преобладающий в творчестве Римского – Корсакова. (Опера)
«САДКО»

Джазовый инструмент
  1. Сольное пение негров. (Блюз)
  2. Джазмен – трубач. (Армстронг)
  3. Родина джаза (город). (Нью-Орлеан)
  4. Прозвище Эллингтона. (Дюк)
  5. Что имитирует произношение слова «джаз»? (Жужжание)
  6. Имя Питерсона. (Оскар)
БАНДЖО